Сайт села Нижнеаверкино
Самарская область  Похвистневский район
  
Каталог статей
Меню сайта


Категории раздела
Мои статьи [25]


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Погода


Поиск
Слушать радио


Друзья сайта
  • Школа села
  • Фото планета
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Приветствую Вас, Гость · RSS 17.05.2024, 06:34
    Главная » Статьи » Мои статьи

    3.Расселение чуваш в Самарском крае
    По межевой инструкции 1766 года земельный надел для всех государственных крестьян не мог превышать 15 десятин на душу мужского пола. Летопись особо выделяла хозяйственный уклад чуваш. В Самарском крае их уже тогда было более шестидесяти тысяч. Чуваши, в отличие от мордвы неохотно селились вместе с другими народами. Они ставили свои поселения в укромных местах, подальше от больших трактов и открытых пространств. Что не в последнюю очередь объяснялось большей приверженностью языческим пережиткам, преследуемым православной церковью. Тип чувашских поселений отличался от русского разбросанностью в разных направлениях нескольких групп домов. Каждая такая группа называлась по-чувашски «каса» по названию основателя поселения. Это имело патриархальное значение: на избранном месте строил дом глава рода и огораживал обширный участок- двор. Затем его дети, обзаведясь своей семьей, постепенно застраивали огороженное пространство. Со временем появлялся родственный поселок. Наиболее отдаленный родственник выселялся из заветной дедовской или прадедовской загородки и основывал по тому же принципу свой «каса». Чуваши всегда считались хорошими земледельцами. Особенно замечательна была их жатва, до того тщательная, что с первого взгляда на сжатые поля кажется, будто на них не осталось ни одного колоска. На чувашских землях нигде не встретите пырея - писали очевидцы, авторы тех времен. Чувашскую деревню можно было издалека узнать по обилию полных гумен, охватывавших ее плотным кольцом. Другая особенность хозяйственного быта чувашей – ведущая роль женщины. Чувашки участвовали во всех сельскохозяйственных работах: на пашне, сенокосе, уборке урожая и при этом отличались «мускульной силой» и трудились наравне с мужчинами. Основной податью был денежный и хлебный ясак. Ясак являлся не только податью, но и единицей обложения. Он определялся по размерам земельной площади. На один ясак, в среднем, приходилось 15 десятин пашни и 10 десятин сенокоса. Крестьянский двор мог платить целый ясак, ¾ ясака, ¼ ясака или ½ ясака. Так же чувашские крестьяне платили казне оброк: забортные урожаи, рыбные ловли, мельничные места, конские (с купли – продажи лошадей). Чувашские крестьяне выполняли повинности по строительству, ремонту крепостей, мостов, дорог. Их привлекали к ратной службе, во время войны чуваши должны были поставлять по 1 воину с трех ясаков. Ясачные крестьяне не могли забросить свою землю, уйти из деревни без ведома властей. Крестьяне были объединены в сельские общины. Хозяйство общинников было единоличное, натуральное. Земля была разделена между общинниками, а леса, выгоны и рыбные угодья были в общем пользовании. Во главе чувашских деревень или групп поселений ставились выборные старосты и сотники из крестьян чувашей. Сотники и старосты подчинялись уездной администрации. В 1681 году царское правительство, желая укрепить свою власть, распорядилось давать ясачным людям за принятие христианства льготу в ясаке «и во всяких податях» на шесть лет. Но желающих добровольно креститься находилось мало. Христианизация чувашей продолжилась в 18 веке. В 1720 -1722 гг. Петр 1 издал несколько указов по этому поводу. Однако народы Поволжья упорно не желали менять веру. В 1740 году 22 сентября, царским Указом были определены методы насильственного крещения нерусских народов. Была создана Новокрещенская контора с большим штатом проповедников, чиновников и командой солдат. Прибегая главным образом к методам насилия, правительство в то же время обещало льготы новокрещеным: освобождение от податей, выдачу крестов, одежды, денег, разрешение на переселение на свободные земли. За 24 года деятельности, Новокрещенской конторы, большинство чувашей были обращены в Христианство. Если до крещения у чувашей не было фамилий, отчеств, то теперь они их получали при крещении, причем русскозвучащие. Крещеные чуваши по существу долгое время тайком оставались язычниками, хотя за ними духовенство вело постоянную слежку. В первые же года массовой христианизации в чувашских селениях открывались церкви. Служба велась на церковно-славянском языке, непонятном для чуваш. Но обращение чуваш в христианство способствовало развитию просвещения, так как при церквях открывались церковно-приходские школы, где учительствовали священнослужители. Указами 1719-1724 годов ясачные крестьяне Среднего Поволжья, как и владельческие крестьяне, были переведены на подушное обложение. Это означало феодальную зависимость от государства. Реформы Петра Первого требовали постоянного пополнения государственной казны. Были введены новые виды поборов: с крестьянских бань (по15 копеек в год), с пасечных ульев, клеймения хомутов, трехрублевый налог с женихов. Все эти поборы ухудшали жизнь крестьян. Наиболее распространенной формой сопротивления гнету были побеги. От безземелья, нужды, бесправия, крестьяне бежали в Заволжье и Приуралье. В силу вышеперечисленных причин предки нижнеаверкинских чувашей оказались в самарском крае, где они и основали поселение, которое впоследствии стало для них Малой Родиной.
    Категория: Мои статьи | Добавил: admin (31.01.2011)
    Просмотров: 1718 | Рейтинг: 5.0/1 |