Путь
к грамоте у нижнеаверкинцев как и у всех чуваш был очень долгим и трудным.
Выражение «Чавашсен кенекине ене сисе яна»
в переводе на русский язык гласит, что грамоту чувашей съела корова. Это
означает, что былая письменность затерялась в бесконечных скитаниях чувашей от
Азии до Волги.
Ученые утверждают, чтоу чуваш действительно имелась руническая
письменность, о чем свидетельствует археологические находки, обнаруженные на
надгробных плитах на Алтае и на территории Волжско-Камской Булгарии.
Чувашская письменность прочитана и в
узорах народной вышивки, где каждый символозначает выражение, призыв.
Нижнеаверкинские чуваши очень долго
страдали от того, что в деревне не было ни одного грамотного человека, да и
понимающих русскую речь было несколько человек. Но быстро развивающие
хозяйственные связи, торговля диктовали необходимость получения знаний, умений
читать и писать. Положительную роль в решении этой проблемы сыграла
христианизация.
При православных церквях открылись
приходские школы, где крестьянские дети могли обучиться грамоте.
Архивная справка повествует о том, что
школа в Нижневеркино была открыта в 1896 годув частномдоме крестьянина
Пискунова Андрея. Но уже в 1898 году она размещалась в собственном здании,
специально построенном жителями села. Школа была приписана к Троицкой церкви
села Среднее Аверкино.
В 1900 году в ней обучались 15
мальчиков и 8 девочек. Учил их крестьянин-чуваш Никифор Фёдорович Ягункин,
который не имел свидетельства на звание учителя и получал жалованьевсего 70 рублей в год из миссионерских
средств. Под его руководствомв 1900
году с правом на льготу окончили 4 класса 7 мальчиков (один из них – Николаев
Семён Силантьевич – будущий учитель данной школы).
В 1903 году в школе обучались уже 39
детей, двое из которых были русские (дети железнодорожников).Учил их педагог Яков Казаков, который имел
право на педагогическую деятельность в виде свидетельства на звание учителя и
потому получал жалованье уже в 120 рублей в год.
Но все дети имели возможность
заканчивать школу. Многим из них по разным причинам приходилось «бросать» школу
(у кого – то не было одежды, у некоторых просто не было возможности в виду
занятости на сельскохозяйственных работах).
В 1909 годудетей обучал уже другой учитель крестьянин
Иван Карякинов, также обладавший «педагогическим» свидетельством. В школу тогда
ходили 43 мальчика и 10 девочек.
В 1911 году уже обучался 61 школьник.
На содержание школы «от общества» выделялось 100 рублей. В связи с событиями
3-х революций в России, отделением школы от церкви и разрушением церкви в селе
Нижнее Аверкино про образование и думать детям села нижнее Аверкино было нечего
– взрослые были заняты обустройством нового общества, установлением советской
власти, а затем – гражданской войной. И вот, наконец, наступили светлые
времена. Новая власть взялась за школьное дело. Опять в крестьянской избе
открылась начальная школа, где преподавал в 20-е годы учитель Семён Силантьевич
Николаев, имевший специальное педагогическое образование. Ремонт школы,
заготовка дров – всё это лежало на плечах родителей. Но стремление чуваш
получить образование было велико. А в 1921 году во время голода учитель и его
супруга (Ольга Петровна она была русская) сумели организовать через Красный
крест для детей даже обеды.
Необходимо отметить, что Семён
Силантьевич был активным участником строительства новой жизни в селе.
В 1930 году с принятием постановления
«Об обязательном начальном образовании детей 7-12 лет» из Нижнего Аверкино несколько человек из молодёжи
были направлены на 6-месячные курсы по подготовке учителей в город Бугуруслан.
Среди них были Сорочайкин Фёдор Григорьевич, Сорочайкин Василий Степанович,
Васильев Иван Ильич, Николаев Никифор, Арланов Андрей Максимович, Арланов
Сергей Исаевич. По окончании курсов они были направлены на работу в школы
района.
В 1930 году в Нижнеаверкинской школе
работали 2 учителя Николаев Семён Силантьевич и Краснов Тихон Гаврилович, а в
1931 году уже 3-м учителем работал
Арланов Сергей Исаевич.
В 1933-1936 годы работали в школе Нягин
Пётр Гаврилович, Сорочайкин Фёдор Григорьевич, Краснов Иван Павлович, Краснова
Анастасия Платоновна, Сорочайкин Кузьма Макарович.
В 1936-1939 годы учителями
Нижнеаверкинской школы также работали Нечаева Прасковья Ивановна, Юдина Варвара
Никифоровна, Моисеев Пётр Гаврилович, Убакова Анастасия, Малышев Никита
Константинович.
В 1936 году для школы строится новое
здание. Вновь построенное здание возглавил заведующий школой Иван Павлович
Краснов, который пребывал на этой должности до 1942 года, когда его сменил
Никита Константинович Малышев. В годы его руководства школа была преобразована
сначала в семилетнюю, а затем в 1962 году – в восьмилетнюю школу. Теперь уже в
школе был не один учитель, а целый педагогический коллектив. Ведь нужно было
учить не только детей, но и их родителей в школе колхозной молодёжи. Необходимо
было закончить со сплошной
безграмотностью взрослого населения.
В 1961 году было построено ещё одно
дополнительное здание. У школы имелась лошадь (для хозяйственных нужд) и
автомашина – полуторка. В 1965-1970 годы в школе было много учащихся. Для
школьников с посёлков действовал пришкольный интернат. С 1970 года школа
размещается в новом двухэтажном кирпичном здании.
Директорами в школе работали с 1942 по
1964 год – Малышев Никита Константинович, а затем директорами школы работали
Геннадий Маркелович Тихонов, Виктор Иванович Баянов, Мария Владимировна
Тимошкина, Руф Евлампьевич Яшнев. С 1974 года по 1984 год в школе
директорствовала Малышева Надежда Никитична – продолжившая дело своего отца –
Никиты Константиновича Малышева. В эти годы заметно обновляется материальная
база школы, совершенствуется методическое и педагогическое мастерство учителей.
Директор школы награждается значком «Отличник народного просвещения»- так как
по многим показателям школа выходит в передовые и с 1985 года становится
средней школой.
С 1942 по 1970 годы в школе работали
учителя:
Самсонов
Гурий Ефимович – математик;
Самсонова
Мария Александровна –преподаватель русского языка и литературы;
Китаева
Клавдия Семёновна – биолог (под её руководством был заложен сад вокруг старой
школы);
Ендураев
Анатолий Захарович – преподавательрусского языка и литературы
Нураев
Илья Иванович – физик;
Сорочайкин
Николай Васильевич – преподаватель трудового обучения;
Анна
Северьяновна Васильева (Савельева) – физик;
Ирина
Георгиевна Полукарова – завуч, преподаватель русского языкаи литературы;
Астанаева
Елена Яковлевна – химик, биолог;
Ольга
Никитична Корнилова (Павлова) – учитель физвоспитания;
Корнилова
Ирина Семёновна – учитель физвоспитания;
Баянов
Виктор Иванович – преподаватель русского языка и литературы;
Баянова
Мария Ивановна – биолог;
Ильина
Рея Ивановна – преподаватель русского языка и литературы;
Тихонов
Геннадий Маркелович- преподаватель русского языка и литературы;
Гаврилова
Маргарита Гавриловна – математик;
Чечебейкин
Геннадий Иванович – учитель труда;
Осипов
Анатолий Григорьевич – учитель рисования;
Яшнев
Руф Евлампьевич – учитель истории;
Мария
Никитична Маганёва – учитель математики;
Лидия
Николаевна Петрова – учительница русского языка и литературы;
С 1984года в связи с переводом Надежды Никитичны в органы управлением
образования района директором становится её брат Вячеслав НикитичМалышев. Особо необходимо сказать об
учительской династии Малышевых.
Деятельность и успехи работы школыв эти годы всегда была под пристальным
вниманием районной газеты.
Категория: Мои статьи | Добавил: admin (01.02.2011)
| Автор: Надежда Никитична Малышева (Корнило