Сайт села Нижнеаверкино
Самарская область  Похвистневский район
  
Каталог статей
Меню сайта


Категории раздела
Мои статьи [25]


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Погода


Поиск
Слушать радио


Друзья сайта
  • Школа села
  • Фото планета
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Приветствую Вас, Гость · RSS 17.05.2024, 06:09
    Главная » Статьи » Мои статьи

    ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА ВО ВСЕ ВРЕМЕНА!
    Год чуваши начинали с 15 ноября. Новогоднее торжество совпадало с праздником «Кер сари», справляемым по окончании полевых работ. Месяцев в году было 13 по 28 дней. Излишним числом являлось 15 ноября, которое не входило ни в один месяц. 1-й месяц - месяц поминовения усопших (юпа уйахе) 2-й месяц - месяц жертвоприношений (чук уйахе) 3-й месяц - мана карлачь уйахе (большой леденящий месяц) 4-й месяц - кесен карлачь уйахе (малый леденящий месяц) 5-й месяц - нарас уйахе (месяц обновления) 6-й месяц - пуша уйах (свободный от дел месяц) 7-й месяц - ака уйахе (месяц пахоты) 8-й месяц - су уйахе (летний месяц) 9-й месяц - хер уйахе (месяц невесты) 10-й месяц - ута уйахе (месяц сенокоса) 11-й месяц - сурла уйахе (месяц серпа) 12-й месяц - иедень уйахе (месяц льна) 13-й месяц - аван уйахе (месяц овинов) Земли, доставшиеся нижнеаверкинцам простирались от реки Кинель до города Похвистнево на востоке, до современной автомобильной трассы «Самара-Буругуслан» на юге, и до села Б. Ёга на западе. Земля крестьян – нижнеаверкинцев была государственной, за пользование ею крестьяне платили ясак и несли различные повинности: служба в царской армии, участие в строительных работах по указу царя. Пользовались землей общинной. Распределялась она через определенное время (12 лет) по количеству мужчин в семье. Женщины права на землю не имели. Земледелие в основном было пашенное, (и только кое-где в первое время было подсечное). Самое драгоценное – хлеб чуваши сушили в овинах (аван) и затем хранили в амбарах. Аван (овин) – сооружение для сушки снопов. Аван состоял из ямы с перекрытием. Круглая или прямоугольной формы яма глубиной 1,5-3 метра и диаметром 2,5-3м. обкладывалась камнями. У края ямы или в нише устраивали печку-каменку. Затем сверху конусом покрывали жердями длиной 4-6 м. (30-40 штук) стягивая их обручем. Яму предварительно перекрывали плахами или лубом, чтобы искры не попадали на снопы. А вмещал он до 700 ржаных снопов. Складывали колосьями вверх (чтобы зерно не сыпалось) и связывали верёвками. Топили по ночам пнями, соломой. Днём снопы сохли от солнечного тепла. Обмолачивали зерно на гумне цепами, а хранили зерно в амбарах. Амбар (ампар) – хозяйственное построение для хранения зерновых культур, одежды, инвентаря из дерева или камней (там находились лари для хранения зерна, супсе (коробы) с одеждой). В летнее время там спали. Наличие амбара являлось признаком зажиточности крестьян. Во время уборки урожая общинники помогали друг другу – собирали «нимме». На первых порах переселенцам земли вполне хватало, но в связи с ростом количества населения к началу ХХ века наделы заметно уменьшились. Да и состояние хозяйств перетерпели изменения: одни крестьяне становились зажиточными крепкими хозяевами, которые могли арендовать земли у других общинников. Часть крестьян не имея возможности обрабатывать свой надел, сдавала их в аренду на определённых условиях и становились зависимыми или батраками. В урожайные годы хлеба хватало и на еду и на семена. Излишки везли на базар (в Бугуруслан, Самару и Аманак) для продажи. На вырученные деньги покупались продукты: соль, сахар и необходимые в хозяйстве товары. Около домов крестьян располагались огороды. На огородах выращивались: капуста, лук, чеснок, морковь, тыква, картофель, арбузы, дыни, редька, помидоры, огурцы, табак. . Плодовых деревьев крестьян почти не было. (Может быть потому, что во дворах много было скота, птицы, которые не давали им расти, а может быть, потому что деревня находилась в лесу, где росли дикая вишня, смородина, черёмуха, ежевика, земляника). В каждом хозяйстве имелась тягловая сила – лошади. Чем больше было их количество, чем крепче было хозяйство. Каждый крестьянин старался на весь год обеспечить свою семью мясом, поэтому в хозяйствах водилось несколько коров, свиней, овец, гусей, кур. Для домашних животных имелся специальный хлев. Для хранения овощей, мясных и молочных продуктов строились и использовались погреба (один из которых специально на лето заполнялся снегом или льдом) и «сакай» (яма в подполе дома). Часто случались засухи и неурожаи, что очень ухудшало состояние крестьянских хозяйств. Старожилы помнят следующие неурожайные года: 1872 год, 1891 год, 1901 год, 1906 год, 1907 год, 1911 год, 1921 год, 1930-1933 годы. В Самарском крае, как и во всей России, крестьянское население делилось на 3 основные правовые категории и в середине 19 века составляли: государственные – 390141 (душ мужского пола) или 62,9%, удельных – 116744 (18,8%) и помещичьих – 113373 (18,3%). Земельный надел государственных крестьян колебался 6,3 десятин до 16,3 десятин. В среднем крестьяне по губернии имели около 10,6 десятин земли. Они платили денежные налоги и несли натуральные повинности. Денежные налоги состояли из подушной подати, земских повинностей, мирских сборов. Подушная подать в это время составляла 5-7 рублей, земские повинности и мирские сборы (на содержание мостов, хлебных магазинов, наём квартир для чиновников, писарей и т.д.) постоянно росли. Тяжко давила рекрутская повинность. Спасая собственного сына от солдатчины, очередник часто подыскивал «охочего парня» из числа общинных изгоев. Кроме выделения рекрута крестьяне должны были собирать еще особые «сдаточные» деньги, свыше 50 рублей. С 1828 года началось насаждение «общественной» запашки, урожай с которой поступал с хлебозапасные магазины, а оттуда – в помощь крестьянам по случаю неурожая. Под общественную запашку отводились самые лучшие земли, крестьяне обязывались свозить на них удобрения в первую очередь. Хлебозапасные магазины играли положительную роль, но немалая часть хлеба шла прямиком на рынок, а барыши оседали в карманах чиновников. В 1861 году общественная запашка была превращена в оброчные статьи, а эти земли купили зажиточные крестьяне по высоким ценам. Крестьянский мир был организован в общину. Община вмещала в себя всё «крестьянское мироздание», а за её пределами располагался «весь свет». Все проблемы решал сельский сход, а междуобщинные – волостной сход. Главными фигурами на селе были староста и волостной старшина. Мировой посредник и мировой судья были чужды крестьянам. Всё это было «начальство», появление которого связывалось в сознании крестьян с новыми поборами и притеснениями. Самым важным событием в жизни общины был передел земли. Иногда из-за передела начиналась длительная тяжба, удобства, поджоги. Велика была роль общины в формировании взглядов крестьян на преступление и наказание. Основой его, по свидетельству современников была степень вреда благосостоянию народу. Преступления, касающиеся личной собственности и безопасности считались более тяжкими, нежели те, которые касались общественной собственности. Они считали, что святотатство, поджог, умышленное убийство, кража и грабёж – преступление и грех. А уклонение от воинской повинности, стрельба дичи – и не преступление, и не грех. Зато покушение на убийство, пьянство, разврат – это грехи. Особенную ненависть у крестьян вызывали конокрады. Наказания были жестокими, вершился самосуд. Решение о наказании приводилось в жизнь немедленно. Фундаментальной ячейкой крестьянского уклада была семья. Чем больше было в семье мужчин, тем она была крепче. В чувашской семье женщина имела определенное положение – на правах с мужем, хотя ей не положена была земля. Мать с отцом откладывали приданое для дочери в короба или сундуки. Считалось, что дочь отдаёшь – «за окно выбрасываешь». Поэтому свадебные расходы брала на себя семья жениха и во время женитьбы выкупала приданое невесты. Внешне жизнь крестьянина выглядела однообразной. Но общение друг с другом, взаимопомощь, выручка, помочи, братчины, хороводы, посиделки, праздники, различные обряды вносили в жизнь общины (деревни), эмоциональные моменты, красили жизнь землепашцев.
    Категория: Мои статьи | Добавил: admin (31.01.2011)
    Просмотров: 1148 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0 |